Краткая история Собора Парижской Богоматери
Почти весь 2013-й в Париже проходили юбилейные празднования в честь 850-й годовщины основания Нотр Дам. 1163 – год основания знаменитого собора, в истории которого можно выделить несколько ключевых периодов строительства, возведения дополнительных куполов, алтарей, статуй, колонн, реставрационных переделок и архитектурных перестроек. Первый, основной, занимает 182 года (1163-1345), со дня основания до окончания внутренней отделки. Строительство началось в эпоху правления короля Людовика VII, а первый камень заложил папа Александр III. Римский понтифик как раз в это время приехал с визитом в Париж в гости к парижскому епископу Морису де Сюлли, главному инициатору возведения Собора Парижской богоматери. Короли, папы, епископы внесли свою лепту в создание кафедральной святыни, но ключевыми персонами в истории Нотр-Дам де Пари являются архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монтрей, руководившие процессом в середине XIII века, когда был создан каркас и выполнены другие ключевые работы.
Следующий важный период относится к эпохе Людовика XIV, того самого, что именовал себя Королем-солнце. Настоящее солнце плохо проникало внутрь из-за витражей, которые монарх приказал заменить на обычное прозрачное стекло. Также был переделан фасад, вход и внутренняя планировка, чтобы здесь могли проходить пышные королевские церемонии солнцелюбивого правителя. Великая французская революция оказалась немилосердной к Нотр-Даму – Максимилиан Робеспьер даже угрожал уничтожить Собор вместе с остальными старинными королевскими реликвиями как твердыню мракобесия. К счастью, лидеру Конвента за всем революционным террором и казнями политических противников оказалось не до судьбы старинной католической церкви, а потом пришел Наполеон и даже провел в Нотр Дам свою коронацию, назвав себя “народным монархом”.
Столь высокая честь не стала на пути разрухи и забытья. Нотр-Дам де Пари находился в тотальном упадке и неизвестно, чем бы история закончилась, если бы не книга великого писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Прекрасная цыганка Эсмеральда и храбрый горбун Квазимодо стали воистину народными героями и вернули архитектурному шедевру его утраченную славу. Французский народ, а вслед за ним целый мир, вспомнили о Нотр-Даме, запустили общественные кампании по сбору средств на реставрационные работы, руководителями которых назначили Жана-Батиста Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка. Архитекторы трудились не покладая рук два с половиной десятилетия (1841-1864), в течение которых были отреставрированы статуи, скульптуры, детали интерьера, а также возведен знаменитый шпиль, знакомый каждому парижанину, туристу или домоседу, видевшему фото Нотр-Дам де Пари.
Фото Нотр-Дам да Пари в 19 веке
Само искусство фотографии родилось благодаря усилиям французских изобретателей Ньепса и Даггера, чья биография и научные открытия неразрывно связаны с Парижем. Логично, что пионеры-фотографы и их последователи часто выбирали объектом своего внимания Собор Парижской богоматери, который примерно в это время претерпел серьезные реставрационные изменения имени архитекторов Ласса/Виолле. Вот так выглядят первые в истории фото Нотр-Дам де Пари в 19 веке.